Эпик вин
Рецензия на фильм «Объединенная зона безопасности»
Объединенная зона безопасности (2000)
Рецензия на фильм
Признаться, я не очень люблю военные фильмы… зато обожаю антивоенные.
Если задуматься, граница между этими двумя субжанрами весьма зыбкая, а иногда она и вовсе исчезает. Здесь как с дегустацией кока-колы и пепси-колы – разницу можно уловить лишь в послевкусии… Так вот, антивоенщина – она всегда горчит. В ней попросту нет того количества патриотического сахара, которым всегда подслащены военные агитки.
«Объединенная зона безопасности»…
Я набрел на этот корейский фильм чисто случайно, увидев его в списке от
Квентина Тарантино «20 лучших фильмов за последние двадцать лет». Помнится, меня привлекло название. А узнав, что «Зону» поставил талантливый режиссер
Пак Чхан Ук, автор великолепного
«Олдбоя», я уже не сомневался – буду смотреть.
Ну вот и посмотрел. И смею заявить, что это один из лучших антивоенных фильмов на моей памяти. Было очень горько…
Револьверная композиция
Для начала хочется остановиться на внешних признаках фильма, а в частности – на композиции. В
«Объединенной зоне безопасности» используется мой самый-самый любимый тип построения сюжета – тот, который Веллер назвал «револьверной композицией». Это когда одна и та же история излагается с точки зрения разных персонажей, которые могут дополнять общую картину, а могут и противоречить друг другу…
Мы видели
«Яму»,
«11:14»,
«Точку обстрела» и множество других фильмов, снятых в том же стиле. Классикой жанра тут считается великолепный рассказ
«В чаще» Акутагавы, который позже был экранизирован
Акирой Куросавой под названием
«Расёмон» – получился по-настоящему культовый шедевр мирового кино.
В общем, револьверная композиция, как можно догадаться, не столь оригинальный приём (как-никак ещё в Библии использовался, где евангелия немного расходятся друг с другом – упс!), однако лично мне он нравится.
Вот и в
«Объединенной зоне безопасности» сюжет строится аналогичным образом: в ходе загадочного пограничного конфликта гибнут два северокорейских солдата, ещё один получает пулю в плечо, а сержанта из Южной Кореи находят с простреленной ногой в демилитаризованной зоне. Показания обоих – южанина и северянина – полностью противоречат друг другу. Более того – они противоречат и объективным фактам, которые рисуют девушке-следователю третью версию произошедшего…
Сразу скажу – более всего «ОЗБ» напоминает американские военные детективы, вроде
«Базы «Клейтон» или
«Генеральской дочери», при этом превосходя последних на голову, а то и на две. Безусловно, «Зона» будет попроще в плане сюжета… зато она глубже, пронзительнее и умнее. Вместо голых сюжетных наворотов «Базы «Клейтон» (зачастую нелогичных) «Объединенная зона безопасности» содержит в себе мощнейший антивоенный посыл и подлинную художественность. Это ещё один верный кандидат на вхождение в список
«100 лучших фильмов» – новый школьный предмет. И если бы этот список составлял я, «Зона» присутствовала бы там в обязательном порядке.
JSA
«Объединенная зона безопасности» очень хороша – такие фильмы обычно не хочется разбивать на куски, оценивая их составляющие в отдельности. Сложно выделять актерскую игру, музыку, визуальный стиль, сюжет…Кино очень цельное.
Но о чем же повествует «ОЗБ»? Как же сложно рассказать об этом не вдаваясь в спойлеры… Если кратко – это кино про дружбу… между врагами. Оно про абсолютную абсурдность войны, пусть даже и холодной. О том, что «низы» всегда могут договориться, а вот «верхи» нет.
И, в отличие от недавней
«Жизни Пи», вложенный в «ОЗБ» смысл мне по душе, он полностью укладывается в мои гуманистические идеалы. Даже не ожидал такого от Пак Чхан Ука – обычно его фильмы несколько о другом.
Однако кроме великолепной идейной, здесь также наличествует мощная драматическая составляющая – ингредиент, начисто отсутствующий в свеженькой
«Цели номер один» от
Кэтрин Бигелоу. Драма здесь и правда мощная, а страсти кипят почти театральные.
Что и говорить – кино сильное. По всем фронтам – сильное. Его сложно назвать каким-то запредельным шедевром, или навесить на него прочие громкие ярлыки, однако посоветовать его хочется всем и каждому. Потому что действительно интересно, многогранно, задумчиво. Антивоенная идея звучит столь же ярко и отчетливо, как и в
«Джонни взял ружье» Далтона Трамбо или в
«Цельнометаллической оболочке» Стэнли Кубрика.
Кстати, в отличие от почти неизвестного фильма Трамбо, «Объединенная зона безопасности» снискала свою долю славы. Сразу после премьеры это кино стало абсолютным кассовым хитом в Южной Корее, а позднее dvd с фильмом был подарен товарищу Ким Чен Иру, видимо с намёком.
Что и говорить,
Пак Чхан Ук – молодец. Жду
«Стокер» и отправляюсь досматривать те его фильмы, с которыми пока незнаком. Ну а всем, кто не видел
«Объединенную зону безопасности» – горячо рекомендую найти и увидеть. Сильнейший антивоенный фильм. А кроме того он действительно пронзительный, эмоциональный и трогательный.
Мир всем.
Рецензент: Мейн Хаус
Комментариев нет:
Отправить комментарий