среда, 30 января 2013 г.

Рецензия на фильм «Объединенная зона безопасности» (Joint Security Area)



Рецензия на фильм «Объединенная зона безопасности» (Joint Security Area)
Jan 30th 2013, 18:28

Эпик вин
Рецензия на фильм «Объединенная зона безопасности»

Объединенная зона безопасности (2000)

Рецензия на фильм

Объединенная зона безопасности
Признаться, я не очень люблю военные фильмы… зато обожаю антивоенные.
Если задуматься, граница между этими двумя субжанрами весьма зыбкая, а иногда она и вовсе исчезает. Здесь как с дегустацией кока-колы и пепси-колы – разницу можно уловить лишь в послевкусии… Так вот, антивоенщина – она всегда горчит. В ней попросту нет того количества патриотического сахара, которым всегда подслащены военные агитки.
«Объединенная зона безопасности»
Я набрел на этот корейский фильм чисто случайно, увидев его в списке от Квентина Тарантино «20 лучших фильмов за последние двадцать лет». Помнится, меня привлекло название. А узнав, что «Зону» поставил талантливый режиссер Пак Чхан Ук, автор великолепного «Олдбоя», я уже не сомневался – буду смотреть.
Ну вот и посмотрел. И смею заявить, что это один из лучших антивоенных фильмов на моей памяти. Было очень горько…

Револьверная композиция

Для начала хочется остановиться на внешних признаках фильма, а в частности – на композиции. В «Объединенной зоне безопасности» используется мой самый-самый любимый тип построения сюжета – тот, который Веллер назвал «револьверной композицией». Это когда одна и та же история излагается с точки зрения разных персонажей, которые могут дополнять общую картину, а могут и противоречить друг другу…
Постер фильмаМы видели «Яму», «11:14», «Точку обстрела» и множество других фильмов, снятых в том же стиле. Классикой жанра тут считается великолепный рассказ «В чаще» Акутагавы, который позже был экранизирован Акирой Куросавой под названием «Расёмон» – получился по-настоящему культовый шедевр мирового кино.
В общем, револьверная композиция, как можно догадаться, не столь оригинальный приём (как-никак ещё в Библии использовался, где евангелия немного расходятся друг с другом – упс!), однако лично мне он нравится.
Вот и в «Объединенной зоне безопасности» сюжет строится аналогичным образом: в ходе загадочного пограничного конфликта гибнут два северокорейских солдата, ещё один получает пулю в плечо, а сержанта из Южной Кореи находят с простреленной ногой в демилитаризованной зоне. Показания обоих – южанина и северянина – полностью противоречат друг другу. Более того – они противоречат и объективным фактам, которые рисуют девушке-следователю третью версию произошедшего…
Сразу скажу – более всего «ОЗБ» напоминает американские военные детективы, вроде «Базы «Клейтон» или «Генеральской дочери», при этом превосходя последних на голову, а то и на две. Безусловно, «Зона» будет попроще в плане сюжета… зато она глубже, пронзительнее и умнее. Вместо голых сюжетных наворотов «Базы «Клейтон» (зачастую нелогичных) «Объединенная зона безопасности» содержит в себе мощнейший антивоенный посыл и подлинную художественность. Это ещё один верный кандидат на вхождение в  список «100 лучших фильмов» – новый школьный предмет. И если бы этот список составлял я, «Зона» присутствовала бы там в обязательном порядке.

JSA

Кульминация
«Объединенная зона безопасности» очень хороша – такие фильмы обычно не хочется разбивать на куски, оценивая их составляющие в отдельности. Сложно выделять актерскую игру, музыку, визуальный стиль, сюжет…Кино очень цельное.
Но о чем же повествует «ОЗБ»? Как же сложно рассказать об этом не вдаваясь в спойлеры… Если кратко – это кино про дружбу… между врагами. Оно про абсолютную абсурдность войны, пусть даже и холодной. О том, что «низы» всегда могут договориться, а вот «верхи» нет.
И, в отличие от недавней «Жизни Пи», вложенный в «ОЗБ» смысл мне по душе, он полностью укладывается в мои гуманистические идеалы. Даже не ожидал такого от Пак Чхан Ука – обычно его фильмы несколько о другом.
Однако кроме великолепной идейной, здесь также наличествует мощная драматическая составляющая – ингредиент, начисто отсутствующий в свеженькой «Цели номер один» от Кэтрин Бигелоу. Драма здесь и правда мощная, а страсти кипят почти театральные.
Объединенная зона безопасности
Что и говорить – кино сильное. По всем фронтам – сильное. Его сложно назвать каким-то запредельным шедевром, или навесить на него прочие громкие ярлыки, однако посоветовать его хочется всем и каждому. Потому что действительно интересно, многогранно, задумчиво.  Антивоенная идея звучит столь же ярко и отчетливо, как и в «Джонни взял ружье» Далтона Трамбо или в «Цельнометаллической оболочке» Стэнли Кубрика.
Кстати, в отличие от почти неизвестного фильма Трамбо, «Объединенная зона безопасности» снискала свою долю славы. Сразу после премьеры это кино стало абсолютным кассовым хитом в Южной Корее, а позднее dvd с фильмом был подарен товарищу Ким Чен Иру, видимо с намёком.
Что и говорить, Пак Чхан Ук – молодец. Жду «Стокер» и отправляюсь досматривать те его фильмы, с которыми пока незнаком. Ну а всем, кто не видел «Объединенную зону безопасности» – горячо рекомендую найти и увидеть. Сильнейший антивоенный фильм. А кроме того он действительно пронзительный, эмоциональный и трогательный.
Мир всем.

Рецензент: Мейн Хаус

You are receiving this email because you subscribed to this feed at blogtrottr.com.

If you no longer wish to receive these emails, you can unsubscribe from this feed, or manage all your subscriptions

Комментариев нет:

Отправить комментарий