воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Рецензия на фильм «Обливион» (Oblivion)



Рецензия на фильм «Обливион» (Oblivion)
Apr 14th 2013, 04:58

Оставь меня, старушка, я в печали…
Рецензия на фильм «Обливион»

Обливион

Рецензия на фильм

Обливион
Обладая каким-никаким опытом в написании рецензий, я давно уяснил одну вещь: сложнее всего обозревать  фильмы-середнячки. С шедеврами всё легко – за тебя говорят эмоции и впечатления. Издеваться над трэшем тоже проще простого – язвительные слова сами прыгают на язык. А вот про фильмы, подобные «Обливиону», очень сложно сказать что-то твёрдо.
«Обливион» – это фильм Шрёдингера, и его «квантовое состояние» сильно зависит от того, кто именно «открывает коробку». Обладая весьма специфичными достоинствами и недостатками, кино может как безумно понравиться, так и оттолкнуть. Вы любите фантастику? Не гонитесь за экшеном, драйвом и новизной? Вы меланхолик? Тогда открывайте смело.

Мир забвения

Обливион
Как и хороший патологоанатом, начну с внешнего осмотра.
Кино выглядит сногсшибательно. И дело здесь даже не в удельном количестве спецэффектов на минуту хронометража, а в стильности и качестве визуального ряда. «Обливион» красив, а его спецэффекты вовсе не выглядят аляповато. Редкое чувство реальности антуража и правдоподобности сеттинга сопутствует этому фильму. «Обливион» выглядит убедительно и в то же время – прекрасно. Обладатель оскара за «Жизнь Пи», оператор Клаудио Миранда в очередной раз доказывает, что дело своё он знает – пейзажи уничтоженной Земли, космос, экшен, апокалиптическая разруха, инопланетная техника и водопады – всё показано максимально эффектно и эпично.
В увиденное вполне можно поверить.
Всё это подчёркнуто сочным, тревожным звуком, который в лучших эпизодах работает даже лучше видеоряда, создавая гнетущее напряжение, ожидание тяжелых открытий, а в светлые моменты – чувство радости и покоя.
К визуальной части фильма нет и не может быть никаких претензий – это высококлассная работа. Это – настоящий Голливуд, в лучшем смысле этого слова. Кто ценит красивые фильмы и качественную компьютерную графику – можете идти в кино и не волноваться. «Обливион» эстетичен и спокоен, никакой трясучки камеры нет и в помине. Просто красотища. Конфетка для глаз.
Но вот если перейти к декорациям реальности и сюжету, кино мгновенно разделит любителей фантастики на два лагеря. Сейчас объясню почему.
Обливион
Сценарий «Обливиона» в общем и целом хорош – в нём нет явных глупостей, которые мы недавно наблюдали в убогой «Гостье». История не отравлена пафосом, соплями и прочей американской отравой. Сюжет хорош. И логичен.
Но неоригинален! Более того, весь «Обливион» напоминает коллаж или попурри – кусочек взят отсюда, кусочек оттуда, и всё склеено вместе суперклеем. Склеено грамотно, спору нет, однако в этом фильме нет ничего своего, всё откуда-то украдено, вплоть до сцен, переснятых чуть ли не кадр в кадр.
К подобной неоригинальности можно относиться по-разному. Безусловно, у определённой категории зрителей (к которой отношусь и я) она вызовет ностальгию. Ну действительно – «Обливион» совершенно не вызывает раздражения своими заимствованиями. Напротив – они кажутся эдакой данью уважения старой фантастике, старым фильмам и книгам. Кино напоминает выжимку из какого-нибудь сборника англо-американской НФ семидесятых годов. Всё такое знакомое, привычное. Десятки раз виденное-перевиденное, но всё равно цепляющее. В фильм слито огромное количество научно-фантастических элементов и концепций, разве что путешествий во времени не хватает. Остальное в наличии – вторжение чужих, постапокалипсис, звёздные путешествия, переселение людей на иные планеты, боевые дроны, анабиоз, космические станции, искусственный интеллект, игры с сознанием и памятью, клонирование… И что самое хорошее – вся эта мозаика прекрасно стыкуется. Ничто не выглядит чуждым или инородным. Буквально всё в тему.
Однако отсутствие свежести может и оттолкнуть от фильма львиную долю зрителей. Если взяться искать совпадения, то пальцев на обеих руках не хватит, чтобы назвать все фильмы, на которые ссылается «Обливион»: «Космическая одиссея 2001», «Луна», «Последняя фантазия», «Волли», «День независимости», «Прометей», «Я – Легенда», «Солярис»...
Обливион
Но про сюжет я больше говорить не хочу. В отличие от большинства современных блокбастеров, в «Обливионе» однозначно есть что заспойлерить.  Знание некоторых сюжетных поворотов фильма реально может испортить впечатление, поэтому я умолкаю и перехожу к следующему недостатку.
«Обливион» – очень холодное кино. Это ощущение сложно описать словами, но такой тип произведений мне никогда не нравился. Когда режиссёр подходит к делу излишне отстраненно. Даже непонятно как он сам относится к своему фильму – ему, вообще, нравилось это снимать или нет?
Так и «Обливион» – кино изначально рассудочное, продуманное. Лишенное… души, что ли? Отпечатка личности своего создателя?
А вот куда относить весьма неторопливую динамику я даже не знаю. Кино и правда очень неспешное.  Скучным его не назвать, однако просмотр его – это словно медленная прогулка в парке, а вовсе не спринтерский забег. И это, кстати, ещё больше усиливает ностальгический оттенок, которым весь фильм пропитан насквозь. Сейчас кино снимают по-другому, и поэтому неторопливый «Обливион» отличается от своих коллег. В лучшую сторону. Он немного другой, и типовым блокбастером его язык не поворачивается назвать. Уже плюс.

Том и его команда

Том Круз
В фильме неплохой кастинг. И пусть я бы подобрал совершенно других актёров, однако кастинг всё равно нужно отнести к сильным сторонам картины.
Даже Том Круз, чьим фанатом я никогда не был, смотрелся неплохо. Да, он не великий актёр, но фильму такие и не требовались. Персонажи здесь неглубокие – в «Обливионе» правит бал сюжет и визуальный ряд, а любые попытки жать драму разбиваются о колючую холодность фильма. И в такой обстановке Круз выглядел нормально. От меня это лучшая похвала ему.
Ольга Куриленко хороша. И пусть серьёзной актрисой она не является, однако (чего греха таить?) Ольга очень нравится мне внешне – настоящая красотка! Очень естественная, грустная, с большими глазами – она однозначно украсила «Обливион» своим присутствием и как влитая вписалась в его меланхоличную атмосферу. Субъективизм? Согласен. И что с того? Своё мнение я никому не навязываю, но смотреть на Ольгу однозначно было приятнее, чем на прочих.
А вот Андреа Райзборо, на мой взгляд, немного недотянула. В некоторых сценах она была великолепна, но в других выглядела откровенно слабо, явно не зная какие эмоции изобразить. Отношу этот недостаток на счет режиссера.
Ещё здесь был Морган Фриман (хорош, как обычно), Мелисса Лео (хороша, как обычно), а также Джейме Ланнистер Николай Костер-Вальдау, которому тут было совершенно нечего играть. Но его присутствие порадовало и повеселило. В футуристической броне и со снайперкой за плечами, а-ля фаллоут-стайл, он смотрелся презабавно.
Обливион
Вот такой вот «Обливион». Качественное и красивое кино, но слишком вторичное, чтобы претендовать на статус шедевра. Зато оно очень созерцательное, меланхоличное и, в хорошем смысле, грустное – многим блокбастерам не достаёт столь изысканной атмосферы. Сейчас абсолютно все дорогостоящие фильмы стремятся побыстрее впарить тебе экшен и пафос, оглушить зрителя эффектами и звуком, а вот «Обливион» торгует совсем иным товаром. Здесь совершенно отсутствует всяческая истерика, надрыв, зато есть много пейзажей, спокойной музыки, времени поразмыслить, включиться в сюжет. Ритм фильма очень приятный. Эх, если б кино было чуточку пооригинальнее – цены бы ему не было.
Но в целом – я доволен. Я люблю фантастику, и начинающий режиссёр Джозеф Косински (он снял «Трон», кстати) меня ни капли не разочаровал. От фильма я изначально не ждал ничего, и «Обливиону» легко удалось завоевать моё внимание и мои симпатии. Даже его вторичность сыграла как нужно, породив лёгкую ностальгию.
В общем, любителям старой фантастики – отчаянно рекомендую. Остальным – по желанию. В любом случае, первый претендент на фантастику года у меня уже есть.

Рецензент: Мейн Хаус

Обливион
You are receiving this email because you subscribed to this feed at blogtrottr.com.

If you no longer wish to receive these emails, you can unsubscribe from this feed, or manage all your subscriptions

Комментариев нет:

Отправить комментарий